И ЦЕЛОГО МОРЯ МАЛО ИЛИ ЛЕТНИЙ КРЫМ В СЕНТЯБРЕ

В отличие от многих соотечественников, я никогда не был в Крыму.

И про Краснодарский край, который «на свете рай» я знаю только по разовому посещению в ноябре.

Совсем не типичное лето было у меня в детстве.

Благодаря бабушке и дедушке из Калининграда, море у меня было летом исключительно Балтийское и другого было не надо. А путешествия к неизведанным городам и странах были связаны с зарубежными точками на карте.

Так или иначе, в виду резкого роста популярности путешествий в Крым, в один из июньских вечеров было принято решение взять туда билеты.

К слову, билеты для меня удалось взять на баллы, накопленные по Аэрофлот Бонусу (кто не пользуется — очень зря).

Одного перелета в Таиланд почти 2 года назад по хорошему тарифу (оказывается у эконом-класса есть масса различных видов тарифа) хватило, чтобы у меня были баллы, достаточные для полета в Симферополь.

На деле конечно полной халявы не вышло, топливный сбор оплачивается при любом раскладе. Но все же: билеты для жены вышли в 7 500р, а мне в 3 500р. Экономия как ни крути.

Полетели мы в итоге втроем (я, Вика и мама).

=======

Ночь с 11 на 12 сентября, 2 часа полета и вот мы уже вдыхаем «такой другой» воздух Симферополя. На улице 4 часа утра, мы находим автобусную кассу (отбиваясь от таксистов) и покупаем билет Симферополь-Ялта.

Билет на автобус на троих обошелся нам в 480 р. (3 билета + 1 место багажа (чемодан)).

Сразу скажу что за 2 поездки междугородними автобусами «из» и «в» аэропорт, никто багажный билет не проверял.

На обратном пути я к оплаченному чемоданному месту подпихнул свой рюкзак и никто ничего не сказал. Но стоимость багажного места копеечная (20-30р.),так что, можно и не хитрить, оплатив все багажные места.

=======

2 часа с лишним дороги до Ялты, невероятные крымские горы на рассвете и бесконечная красота вокруг. Банальная фраза «я попал в другой мир» вынуждена поселиться в моем блоге.

От Ялты мы пересели на маленький автобус до Симеиза (до Ялты ехали на большом, но малоудобном и раздолбаном автобусе).

Как потом выяснилось, до Симеиза можно доехать и напрямую из Симферополя, без пересадок (обратно мы ехали прямым рейсом).

Ехать долго. Автобусы постоянно делают остановки, на каждой стоят по 15-20 минут (туалет, магазин для пассажиров и т.д.). В целом, дорога от Симеиза до Симферополя — почти 4 часа.

=======

Симеиз был выбран нами по ряду факторов. Сначала планировалось что мы будем перемещаться по Крыму и жить в каждом месте по 2-3 дня, но потом было решено оставить формат «вся Европа за 1 день» и выбрать точку обитания, откуда мы сможем ездить в интересные места. Уже после этого решения, был план финальные 2 дня путешествия пожить в Севастополе, но и этот вариант позже отвергли.

Симеиз впечатлил нас фотографиями, транспортной доступностью и рассказами друзей. Ну еще мы видели это местечно в любимом арт-шизо-хаусном кино «Шапито Шоу». Кстати, после поездки в Симеиз, посмотрите, даже если смотрели прежде…) Вообще, в Крыму снималось масса советских и пост-советских фильмов. Кино, снятое в Крыму откровением для меня.

Я (да наверное и не только я) условно разделил бы Крым на 4 части:

• так называемые «недра» полуострова, вглубь, подальше от моря. Идеально для походов по горам, лесам и рекам.
  • восточное побережье: жить в Коктебеле (например) или Новом свете и ездить по окрестностям
  • южное побережье (где были мы) с проживанием в Ялте или Симеизе
  • западное побережье, откровенно курортное с его Евпаториями и прочим.

Последнее я бы отнес к варианту отдыха семейного или малоподвижного. Почему то так сложилось, что в те края ездят исключительно лежать на море. Но несомненно там тоже полно классных мест.

А мы поехали в Симеиз=)

=======

По южной традиции, на автобусной станции на нас «напали» таксисты и прохожие с предложением снять жилье (бабулек с табличками, о которых помнили мама и Вика там, кстати не было, в отличие от Ялты, Алушты и т.д., возможно сказывается завершение сезона, но не факт). В итоге жилье нам нашел мужичок, догнавший нас по дороге к центру города.

Первый вариант не понравился, а второй пришелся по душе.

Отдельный мини-домик со свой территорией, кухней внутри и всеми удобствами. Вплоть до кондиционера, wi-fi и стиралки/гладилки в соседнем, тоже гостевом доме.

По цене вышло 1300р. в сутки. Наверняка есть варианты дешевле, но судя по опросам не значительно и в гораздо большей дальности от моря. Отели и санатории точно стоят в разы дороже (от 2 тысяч рублей в сутки и выше) а комфорта гораздо меньше.

Вот наше жилище, с встроенным в двор котом…)

До моря топать 1,5 километра вниз по лестницам. С первого дня стало ясно что ходить будем много и постоянно в горку и по лестницам. Ну на то он и Крым.

Кстати, как выяснилось, наши друзья, которые ездилив  Симеиз несколько лет назад (с подачи которых мы вспомнили про это место), жили там же где и мы. На этом же пролете, чуть выше. И даже тискали нашего кота =) Такая вот магия.

Море шикарное, виды балдежные.

И даже комично-переполненные пляжи («прямо как в советском кино» (с)) не смущали.

Променад и вообще внешний вид городка (точнее поселка городского типа) откровенно не менялись со времен СССР, но может оно и к лучшему.

=======

Что сильно расстроило — неубираемый практически нигде мусор. Загаженные склоны, отсутствие мусорок (на всем променаде их от силы 2) и как-будто полное отсутствие контроля за уровнем мусора. Это нисколько не испортило впечатления от Крыма, но, надеюсь, это все временные проблемы. Я бы не стал об этом писать, но я слышал «крик души» местного жителя о проблеме мусора, так что пусть эта информация будет…)

Во время нашего приезда многие кафе уже были закрыты. Возможно это по поводу конца сезона (хотя местные утверждают что он длится до середины октября стабильно), возможно по политико-экономическим причинам.

Но народу было полно. Если это конец сезона, что же происходит там в середине лета.

=======

Первые 2 дня мы, что называется «тюленили». Просто наслаждались морем и солнцем (с погодой повезло на все 9 дней нашего отдыха, дождик был один раз, но очень теплый и только рано утром), ели от пуза и отдыхали.

Попали на «день поселка» с отличным салютом (гораздо более зрелищным чем в некоторых городах) и световым шоу.

Ездили в Кацивели (совсем рядом с Симеизом) — пустынные пляжи, бурное море, довольно странное место. Ощущения противоречивые, но многие постоянно говорят про Кацивели как о лучшем в окрестностях пляжном поинте. Возможно мы не нашли нужных точек. Меня он зацепил своей отрешенностью и почему-то вспоминался фильм Асса.

Приехав в Кацивели на автобусе, обратно мы шикарно прогулялись пешком до Симеиза (примерно 4 километра).

А всю остальную часть отдыха мы только и делали что ездили.

Несколько раз мы, как пакетные туристы брали экскурсии. В некоторых случаях это экономит время и деньги (по крайней мере в Крыму) и гарантирует посещение нужного места.

К примеру, когда мы ездили на дегустацию вин в Массандру, выяснили что, приедь мы туда сами, на экскурсию мы бы не попали, ибо они все забронированы экскурсионными группами.

Массандра кстати очень интересное место. Кажется что это скучноватая экскурсия, но нам очень понравилось. Как минимум, послушать о настоящем патриоте своей страны Голицине и посмотреть как храниться хорошее вино.

Или найти вино, года выпуска моего рождения=)

Поехав до канатной дороги, чтобы подняться на Ай Петри, мы столкнулись с проблемой закрытия канатки на подъем в 17:00 (приехали мы в 5 с копейками). Благо встретили мужичка, который за сумму, эквивалентную стоимости подъема и спуска (оказывается на канатной дороге надо платить за дорогу туда и обратно (300р. в одну сторону) поднял нас на плато, прождал 2 с лишним часа, пока мы погуляли и поужинали и довез прямо до Симеиза (хотя встретили мы его в районе Алупки (откуда стартует канатка) ну и т.д.

Ай-Петри — это вообще ярчайшее впечатление Крыма. Нам повезло и мы попали на гору в тот редкий момент, когда с вершины видно не панораму Ялты (что тоже, я уверен очень красиво, но все же), а вершину мира! Впервые в жизни я был выше облаков не на самолете…)

В общем, либо тщательно и заранее продумывайте маршруты, вычитывая что когда и до скольких работает, как куда попасть и т.д. либо вот тратьтесь как мы на экскурсию.

Я сравнивал стоимость самостоятельной поездки на некоторые экскурсии (если собрать самому общественный транспорт, входной билет на необходимую точку и т.д.) — выходило на 100-200р. дороже, чем по туру. Но при этом с кучей геморроя.

Есть экскурсии действительно уникальные, которые самостоятельно не соберешь (ну или нужны супер-навыки матерого путешественника).

К примеру мы ездили на шикарную экскурсию под названием «Крымская Швейцария». Помимо самого состава экскурсии (обзорные площадки, горные плато, древние деревни, леса, водопады и прочее) — полный восторг нам доставил экскурсовод, он же водитель.

Зовут Алексей, всем известен как «Леший». Вот именно к нему попасть  — это нечто. Когда мы брали экскурсию, нам втирали (как мне казалось) о том, какой этот Леший уникум. На деле он оказался еще круче. Мегапозитивный, ужасно смешной (в духе старых одесситов) и очень начитанный и сведущий в любых вопросах края. Настоящий патриот своей земли и просто замечательный человек. Он водит туристов по особенным, только ему известным тропам, выбирает нестандартные и необычные варианты маршрута и устраивает настоящий экшен.

А вот кстати и он, сидит на земле и в очередной раз рассказывает что-то интересное =)

Круче экскурсий в моей жизни не было. Как я понял, он водит экскурсии и из Ялты и из Симеиза. Фирма там была толи Адонис тур толи Антур, что-то такое. Главное запомните, что вам нужен Леший…)

В общем я убедился, что иногда экскурсии это очень годный вариант отдыха.

=======

У меня в планах было, как обычно расписать чуть ли не каждый день нашего отдыха в деталях, но я понял, что у меня нет столько междометий в словарном запасе, а слова вроде «круто», «шикарно», «великолепно» и иже с ними начнут повторяться уже на втором абзаце.

Поэтому я решил просто выложить самые яркие фотографии из этой поездки. Хоть они и не передают даже десятой части того, что видели (и надеюсь еще увидят) мои глаза.

Просто делюсь с вами визуальными образами.

А в конце статьи поделюсь цифрами и тезисами, которые многим действительно пригодятся.

Итак, мой первый Крым был вот такой:

Ласточкино гнездо.

Херсонес. Чудесное место, со спокойной и приятной атмосферой. Мне чем-то напомнило Хампи.

В черте Севастополя, недалеко от обычного спального района начинается прыжок в прошлое…

Балаклава (крымское Монако):

Купание в открытом море — главное, ради чего стоит потратиться на прогулку на катере, коих предлагается в Балаклаве полно (500р. с человека за экскурсионную прогулку, либо 2000 за катер для всей компании в ваше пользование на час).

И немного вечернего, гармоничного Севастополя:

===

Отдельно расскажу как забираться на Диву. Дива  — это символ Симеиза. Ее видно с пляжа, с нее, во время съемок фильма «Человек-Амфибия» прыгал Ихтиандр, она на всех открытках и вообще примечательное место.

Когда я хотел прочитать в интернете «как залезть на Диву» (ибо с пляжа и от дома нашего было не совсем ясно, как на нее лезть — через скалы или как-то по верху), мне выпадали статьи, где обещали рассказать как добраться до Дивы, а в итоге начинали «репортаж» с ее подножия…. Не рассказав как до этого подножия дойти.

Мы в итоге пошли сами по наитию в сторону Дивы, зашли в чей-то двор и хозяин дома нас проводил до указателя в сторону горы=)

Так вот я ситуацию обещал исправить и исправляю=)

Чтобы начать путь к Диве, вам надо дойти почти до конца Симеизского проспекта (тот, который со статуями), противоположного вилле Ксения (ее там все знают и вы узнаете тоже, сказочный домик, где, к слову, снимали Буратино, там была каморка Папы Карло, и на ее стенах показывали световое шоу в день поселка, фото которого есть выше). Встав спиной к «Ксении», вы увидите коричневую табличку с указанием на пляж (или «купальную зону», уже не помню). Возможно на этой табличке есть указатель и на Диву, но я не помню.

Топаете по стрелке все время прямо, даже когда кончится дорога.

Если видите вот такой вот вид слева, то вы на правильном пути:

Дальше выбираетесь на утес над пляжем:

Продолжая путь прямо, вы выйдите к лестнице, ведущей вниз.

Лестница подраздолбана, особенно к низу, так что аккуратнее. И вообще, отправляясь в Крыму в любой «поход» с приставкой «лезть», одевайте удобную, прочную обувь. Тапочки только на пляж=)

Спустились по лестнице и впереди видите нашу цель!

Топаем между скал (идти легко и удобно) и вскоре точно убеждаемся, что мы на правильном пути!

Еще немного и перед нами 260 (если не ошибаюсь) ступенек к вершине цели, которую венчает собой русский флаг.

Поднимаемся наверх и глазеем по сторонам. Виды во все стороны неземные. Сначала хотел не «светить» вам то, что видно с верхушки, но не удержался от хвастовства=) В любом случае, природа всегда разная, даже в одинаковых местах.

Вот и вершина!

Совет будущим покорителям Дивы — лучше идти туда рано утром. На закате там полно народу. От этого ощущения нисколько не меняются, но, мне кажется, быть там в одиночестве (как и на любом тет-а-тете с горами и природой в целом) — особенное удовольствие.

===

А вот и главная героиня фильма под названием «Крым» — природа:

Ледяной водопад с чашей молодости=) Я и мама все-таки залезли в него. Вода — 9 градусов. Дух захватывает, но оно того стоит и ощущения потом воздушные. Особенно учитывая, что эта «водяная остановка» расположена примерно в середине сложного маршрута по ущелью, с ползанием по камням, переходу речушек и так далее.

И еще один водопад. Неземной красоты. Смотреть на это можно бесконечно.

Такая вот Планета Крым!

Разве не чудо?

Я специально не стал подписывать некоторые фотографии и указывать где какие места и к каким экскурсиям относятся. Специально, чтобы вы не искали мест, а попадали туда случайно.

Очень многие места на фото и в жизни вообще не похожи. Мы вот решили больше не штудировать кучу красивых видео и фотографий перед посещением нового места. Так интереснее=)

И да, считайте что мое любимое «обязательно посетите» относится ко всему, о чем я писал в тексте или под фото.

Для любителей тезисов, в Крыму мы посетили (и это так или иначе есть на фото): Симеиз, Ялту, Севастополь, Херсонес, Балаклаву, гору Ай-Петри, завод вин Массандра, Кацивели ну и конечно окрестности всех перечисленных мест.

И все это must visit…)

А еще стало сразу ясно что в Крым можно ездить бесконечно. За раз его не объехать это точно, а может и за всю жизнь…)

ФИНАНСЫ

Я не буду озвучивать сумму, потраченную нами за отдых (в отличие от калькуляции нашего 4х-месячного трипа, тут все более прозаично, но тоже далеко не в формате хиппи-бюджет). Каждый отдыхает по-разному.

Могу точно сказать что страшилки про «ужасно-дорогой Крым» — это сказки. Да, сейчас там не так дешево, как было (возможно) несколько лет назад, но на то есть свои причины.

При этом есть масса действительно копеечных позиций.

К примеру, транспорт по городу (троллейбус) — 7 р. (Москва, кто такие цены помнит?….), междугородние автобусы в пределах 50 км (примерно) — 15р.

Фрукты и овощи на рынке на порядок дешевле, чем в Москве (а уж насколько вкуснее я молчу).

Хорошее вино (нам больше всего пришлось, помимо Массандры конечно, красное сухое «Рубин Херсонеса») можно купить за 200-250р.

Мне рассказывали что раньше в Крыму на улицах курортов можно было купить домашнее вино и коньяк, но в этот раз ничего такого не видели. Может конец сезона, а может новые законы…

Кафешки есть и люксовые и дешевые. Есть цены «подешевле чем в Москве», есть цены «ниже чем в Москве в разы».

Но чисто московских цен я там нигде не видел.

К примеру, самый дорогой наш ужин обошелся в 2000р.

Самый дешевый рублей в 900;

Это на троих, с первыми, вторыми блюдами и алкоголем (вино, коньяк).

В Симеизе самая вкусная (на мой взгляд) и качественная кухня в кафе «Ежи» (находится в центре главного прогулочного проспекта, где стоят статуи Диониса и т.д.).

Слышал от друзей что место славиться «голубой атмосферой», но ничего подобного мы не заметили.

Столовые все в Симеизе тоже замечательные. С романтическим духом СССР и вкусной «школьной» едой.

Кафе Симеиз — рекомендую за приятный для пищеварения вид с открытой веранды.

Цены на продукты чуть ниже столичных.

Возможно все описанное выше про цены с грифом «не выше московских» или «чуть дешевле» для туристов из регионов России звучит как буржуйство, но мы можем сравнивать только с городом обитания нашим.

Резюмируя ситуацию с ценами — как и в любой точке мира, можно отдыхать экономно, а можно шиковать. Вот и все.

ПОЛИТИКА

Думал писать или не писать, но коротенько. Многих может интересовать социальная обстановка в Крыму. Слышал мнения что в Крыму как-то обижают русских туристов.

ЭТО ПОЛНЫЙ БРЕД.

Отношение к нам было отличным. Очень дружелюбно и позитивно. Все помогали, советовали, все как большая семья.

Редкие разговоры «о политике» и отношению к России подтвердили всю информацию что люди рады присоединению к РФ, что голосовали сами и т.д.

Конечно, приход российских бонусов в виде коррупции, дорого образования и цен их не радует, НО они все как один говорят что знали на что шли и не жалеют не о чем.

Вот и все. Так что всех, кто будет затирать мне об аннексии Крыма — пойдут лесом (из комментариев тоже).

Подведу итог.

Я могу смело сказать что это было самое семейное и спокойное путешествие из тех, что описаны в этом блоге. Не было каких-то безумных историй, экстремальных ситуаций и «угарного треша».

Но было море эмоций, красоты, тишины, свободны и спокойствия.

Я, наверное, никогда в жизни столько не наматывал ногами километров вверх и вниз за одну поездку.

Всем кто хочет похудеть в отпуске, а не отрастить пузо — добро пожаловать в Крым=)

Мог бы еще абзац сыпать междометиями и прилагательными, но это все лишнее.

Просто скажу что Крым — мой. И не ищите в этой фразе грязной, политической этимологии. Тут нет мишуры.

Он мой просто потому что мы звучали в унисон.

И я рад что попал сюда в зрелом возрасте. Так понятнее.

И я надеюсь что мы увидимся совсем скоро!

Crimea one love…

=======

p.s. подробный отчет по расходам писать не буду (как делаю это обычно), с Крымом это как-то не стыкуется…) Ищите по тексту или спрашивайте в комментах. Мир!

И ЦЕЛОГО МОРЯ МАЛО ИЛИ ЛЕТНИЙ КРЫМ В СЕНТЯБРЕ: 13 комментариев

1. Спасибо за ваш отзыв, читали его с мужем с восторгом, вспоминая свое путешествие, и готовы подписаться под каждым словом. Мы тоже в августе — начале сентября были в Крыму впервые в жизни, и одним из пунктов нашего путешествия был Симеиз:) Виды со скалы Дива , прозрачнейшее море, поездки в Кацивели — все было в программе. Вот только ногу я повредила и поэтому на экскурсию с Лешим не попали… Но в следующем году — обязательно! Ездили из Питера, на машине, через переправу… Что само по себе замечательное приключение. Можем поделиться с вами и другими открытыми нами местами в Крыму, которые стоит посетить — а то, что он бесконечен для радостного исследования — это правда. Еще раз спасибо за погружение в отпуск. 🙂

2. Спасибо!!!Я тоже в восторге от Крыма.Отдыхала в сентябре в Севастополе.В прошлом году отдыхала в Греции.Крым оставил глубже след,может более свежие впечатления?

• И вам спасибо за комментарий! Крым — особенное место) На мой взгляд — нельзя сравнивать разные прекрасные места, все супер)

3. Уведомление: ЕВРОПЕЙСКИЙ СКОРЫЙ «ОСЕНЬ-ЛЕТО-ОСЕНЬ» | 2go2trip

4. Уведомление: ЕВРОПЕЙСКИЙ СКОРЫЙ «ОСЕНЬ-ЛЕТО-ОСЕНЬ» | 2go2trip

5. Уведомление: 2go2trip

6. Живу в Крыму всю жизнь. Ваши слова заставляли иногда слезиться глаза от пронзительной искренности Ваших эмоций и впечатлений. Спасибо Вам за это! Получила огромное удовольствие, случайно обнаружив Ваш отзыв.
    P.S. К сожалению, водопад «Серебрянные струи», который есть на одной из Ваших фотографий, обрушился в этом году из-за большого количества льда на нем зимой, его больше нет.

• Спасибо Вам большое за добрый комментарий!

Про водопад очень печальная информация, место было шикарное….