ХАМПИ — ПРОСТРАНСТВО ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ

По доброй индийской традиции, автобус прибыл совсем не вовремя =) Водитель говорил о прибытии в 6 утра, а приехали в Хампи мы часов в 8. С 6 утра я не спал и наблюдал за окном новые, непривычные, совсем-не-гоанские пейзажи и окрестности. В основном, за окном мелькали печального вида деревеньки и пустыри. Ожидание прибытия подкреплялось неизвестностью, ведь мы не знали куда именно мы приедем. В билете значился маршрут «Мапуса — Хампи», но многие блоги и форумы гласили что автобус прибывает в Хоспет (городок в 13-15 километрах от Хампи). В случае прибытия прямо к месту назначения, процесс адаптации упрощался. Напомню, что в нашем распоряжении было всего 1,5 дня и каждая минута была на счету. Надо было сразу по приезду найти тур.агентство и купить билеты Хампи-Ченнаи на следующий день + заселиться в какой-нибудь простенький гест-хаус. И уже после этих процедур отправляться изучать местность. Если бы мы прибыли в Хоспет, время пребывания сократилось бы поиском такси и дорогой (пусть и не долгой) до Хампи. Судя по тому, что в 7 с копейками мы остановились в Хоспете и водитель сказал что «next station — Hampi» мы поняли что, доберемся до цели на автобусе. Не совсем была ясна цель остановки на чай-кофе-туалет за 20 минут до конечной, но индусы, как вы помните, такие индусы…) Дальше мы увидели в окнах фрагменты древних построек, космические пейзажи в виде красных скал и каменистых гор и поняли что мы на месте. Возможно мы забыли провести небольшой экскурс в историю этого необычного места. Всю хрестоматию вы можете почерпнуть на страницах нашей любимой Википедии. Если вы не в курсе что такое Хампи, то вот. В двух словах, Хампи — столица древней Виджаянагарской империи, по сути, древнейшая столица внушительной части Индии. После посещения Анкора в Камбодже, подобное место не могло пройти мимо нашего взора. К тому же это место советовали все как один, кто были в Гоа и окрестностях. Встречались даже отзывы что по сравнению с «Тадж Махалами и прочими «галочками» туристов», Хампи — настоящее чудо. Настоящее и не загаженное туристами в классическом виде. Автобус остановился в поле и водитель истошно заорал что мы в Хампи. Дальше все решилось само собой и за нас. Я переживал, что сначала мы будем долго искать подходящее такси, потом долго рыскать в поисках тур.агентства, а до кучи, столкнемся со сложностями в поисках ночлега. Все пошло гораздо оперативнее. В открытой двери автобуса мы увидели кишащую толпу водителей тук-туков. Человек 30 (если не больше) стоят и горланят во всю мощь, хватают каждого выходящего из автобуса за все части тела и активно предлагают свои услуги. Я отреагировал на самого адекватного и отправился забирать багаж из автобуса. При получении багажа, водитель попросил 10 рупий (за каждую вещь, у нас в багаже был только рюкзак). Есть ощущение , что это развод на месте (не вериться что в билет за 1000 с лишним рупий не входит багаж), но да ладно. 5-6 рублей (на наши) не жалко. Дальше мы уселись в тук-тук и поехали в сторону деревеньки. Забавно, что уже выбрав таксиста, уже упаковывая багаж, несколько таксистов пытались переманить нас в свои «колесницы». В общем, правило одно — лицо кирпичом и полный игнор на все крики и вопли. Выбирайте самого спокойного (если так можно вобще сказать о таксистах в Индии), ибо он будет менее наглый и более сговорчивый по логике, и начинайте общение. Мы сразу сказали рикше, что нам надо купить обратные билеты, затем найти жилье на 1 день и дальше, перекусив (это уже предложил сам водитель, видимо, бывалый в общении с туристами) отправиться изучать Хампи. Читая форумы и блоги и внемля советам путешественников, мы решили что надо брать тук-тук на весь день и с его помощью исследовать местность. Во-первых, это гораздо дешевле чем брать каждый раз нового рикшу от объекта до объекта, а во-вторых, водители тук-туков знают местность и в процессе поездки выступают своего рода гидами на местности. Вспоминая, опять же, посещение Анкора, этот способ идеален. На тему Анкора нам советовали тоже брать рикшу на весь день, но мы совет проигнорировали, и по подсчетам, спустили в Анкоре много лишних денег. Так что, исправляемся…) Многие советуют брать байки и изучать местность самим. Несомненно это и дешевле и гораздо свободнее. Ты сам регулируешь свой маршрут от и до, ты не зависишь от временных рамок и условного маршрута рикши. И мы поступили бы таким же образом, если бы не время. У нас были всего сутки и мы не могли позволить себе потерять драгоценные минуты на тупку с картой, поиск того или иного поинта и прочие дорожные заминки. Но если вы в Хампи на несколько дней (а побыть там подольше — то что надо), конечно берите байк или велосипед (и таких видели=). Несколько минут по проселочной дороге и вот впереди виднеется величественный храм Вирупакша. Проезжаем мимо и оказываемся в суетной деревеньке. Совсем иная реальность нежели в Гоа. Кругом виднеются величественные храмы, пейзаж вобще не укладывается в голове, все происходит словно на другой планете, в декорациях к какому-то фильму. Мой друг еще перед поездкой говорил что Хампи — это долбанный Марс…) И это действительно так. Деревня тоже оказалась сказочной, маленькой, уютненькой и напоминала советский фильм про Алладина («в Багдаде все спокойно»). В деревеньке кругом, один на одном располагаются гест-хаусы, чуть ли не в каждом доме (так что без жилья вы точно не останетесь), кафешки и лавки с сувенирами. Сразу видно что местные живут и кормятся только за счет туристов. Таксист остановил нас возле туристического агентства и мы отправились покупать билеты.

zf3Kh4ZAkoU

Чудо азиатского автопрома, тук-тук:

DCIM100GOPRO

Взяли билет Хоспет (от Хампи автобусы в нужную сторону не ходят) до Ченнаи на 5 часов вечера следующего дня. Все как планировали. Наценка, конечно, у агентства не детская. 1700 рупий с человека. Когда я прежде смотрел цены на сайтах (как вы помните, купить билеты самостоятельно не удалось из-за НЕвзаимодействия порталов с картами наших банков), билет на подобный слипер-бас стоил ровно 999 рупий. Наценочка почти в 2 раза. Но что поделать. Можно было сэкономить, съездив в Хоспет и купив там билеты на станции, но, как вы понимаете, драгоценное время не стоило 1400 рупий с двоих. Согласились, купили билеты. Дальше оказалось, что в помещении агентства есть небольшой гест-хаус на 4 номера. Там мы и решили взять номер. Стоимость на 1 сутки  — 600 рупий. Горячая вода, интернет и скромная комнатушка. Говорят что можно найти номера дешевле, но мы думали только об экономии времени…) Взяли номер на 2 дня, чтобы не выезжать на следующий день в 9 утра а иметь возможность быть в гесте до самого отъезда в Ченнаи, наскоро помылись, собрались и пошли на переговоры с нашим таксистом. Еще усаживаясь в тук-тук в суете «приавтобусного» гомона, я сразу сказал таксисту, в ответ на его «о цене договоримся, гуд прайс» что если мы в цене не сойдемся, платить я не буду. Для себя была установлена планка в 1500 рупий за весь день катаний (с учетом поездки от автобуса до деревеньки и т.д.). Цену вывел, проанализировав рассказы бывалых. В итоге, на этой цене и сошлись. Торга особого не было да и желания на произведение оного тоже. Также договорились на 250 рупий (спустил с 500) на завтрашнюю поездку Хампи-Хоспет до места отправления нашего автобуса в Ченнаи. Сказано-сделано. Таксист (которого его же друзья, почему-то, называли Рэмбо) проводил нас в ресторан и оставил нас там для завтрака. Кафе было мною примечено еще при первом въезде в деревню. На деле оказалось отличным место. Вкусно, довольно дешево и очень атмосферно. Мы питались там все время что были в Хампи. Один раз сходили в другое кафе и весьма пожалели, ибо меню и пища были гораздо хуже. Вот собственно место куда мы вам советуем сходить:

Фото0066

Фото0064

Фото0063 Особенно улыбнул счет: Фото0065

Ну и котик у входа….)

DCIM100GOPRO

Еще заметили в деревне, почти напротив каждого дома загадоШные рисунки мелом на асфальте.

Позавтракав мы отправились на поиски таксиста. У гест-хауса нас уже ждал тук-тук с водителем. Сначала меы думали что это конкурент (ибо нашего «Рэмбо» было не видать), который хочет умыкнуть чужих клиентов, а потом появился тот с кем мы договаривались и уверил что это его водитель и можно трогаться в путь.

Мы шустренько промчались по деревеньке и выехали за пределы «цивилизации». Далее водитель делал остановку около всех интересных (по его мнению или по сложившемуся маршруту) мест, рассказывал пару слов об «объекте» и терпеливо ждал пока мы нагуляемся и насладимся всеми красотами. С самых первых минут прогулки мы все больше и больше убеждались, что нас высадили на другой планете. Вроде и жара стоит внушительная (чего я больше всего опасался так привыкнув к морю под боком), а на каждом поинте находится место где дует приятный ветерок. Туристов очень мало. При этом в деревне их полно. Кругом бродят русские и европейцы. А вот на огромной территории древнего города они все как-то рассеиваются…

DCIM100GOPRO

В некоторых местах мы были совсем одни и это завораживало еще больше. Во многих путеводителях и блогах с форумами вы можете прочитать так называемую «обязательную программу» посещения Хампи. Набор храмов и строений где стоит побывать «по протоколу». Я никогда не был сторонником таких постановок. На мой взгляд, если нет возможности облазить подобное место вдоль и поперек, надо просто читать про него, смотреть фотографии и выбирать места приятные душе. Благо, у нас совпали 80 процентов тех мест что показывал нам рикша с тем списком, который я составил из советов друга (которому я всецело доверяю в плане впечатлений), собственных штудирований статей про Хампи и отчетов путешественников. Все что не попало в маршрут рикши, было изучено нами самостоятельно. Так что, решать куда ехать в Хампи и что смотреть — только вам. Непосредственно мы были вот где:

Воплощение Рамы, статуя иронии, впечатлила своей атмосферой:

Бассейн королевы, место где мы зависли надолго. Просто сели, свесили ноги и сразу воображение дорисовало картины древности, очень атмосферное место:

DCIM100GOPRO

Подземный храм Шивы произвел, пожалуй, одно из самых мощнейших впечатлений. Сначала мы увидели просто невысокие постройки, но потом, спустились внутрь и местный дедулька провел нас по этому архитекурному чуду. Храм почти полностью находится ниже уровня земли и его пол частично затоплен. В почти полной темноте (свет доносится только частично и через щели в стенах и выходы на поверхность), по колено в воде ты идешь в глубь храма к центральной точке — алтарю. Ощущения одновременно жуткие и мистические. В помещении, где находится подводный алтарь (если так можно выразиться), мы отдали дань уважения Шиве и, после мановения фонарика старика, увидели огромную стаю летучих мышей прямо у нас над головами, в крохотном помещении. Адреналин шкалил до предела. Совершив проход по всему периметру храма, мы вышли на улицу и сошлись в единогласном ощущении, что это было нечто.

Единственное платное (по части входа) место был небольшой комплекс где находился Лотос Махал. Вход стоил, если я не ошибаюсь, 500 рупий с человека (возможно меньше, но точно не больше). Билетик обязательно сохраняйте! Он пригодиться при посещении музыкального храма Виттала. Я так понимаю, если в Витталу вы поедете ДО Лотоса, то билет, купленный там, пригодиться вам здесь. За огромными воротами — очень уютный и ухоженный парк.

Натуральные королевский галереи. Красавец Лотос Махал (в теникоторого мы не удержались поваляться на траве), просторное здание древнего музея с множеством статуй Ганеша и весьма впечатляющие окрестности. Они находятся за пределами туристической тропы, но мы туда, конечно же, забрели. Прямо в поле, тут и там торчат древние развалины, стены храмов и просто построек. Гораздо атмосфернее чем причесанные зоны Хампи. Писать километры текста про каждый объект мы не станем. Это можно прочитать в хрониках, а лучше на табличках, непосредственно у входа на объекты. Обозначать каждую фотографию точным названием места тоже проблематично. Ошибок делать не хочется, а многие названия написать иначе — сложно. Так что, если вас заинтересует какое-то место с из нашего отчета по Хампи (не описанное точно). задавайте вопросы в комменты. Главный совет — ходите и смотрите. Изучайте места, зависайте на каждом шагу, дышите атмосферой и просто вникайте в декорации. Воздух и атмосфера в Хампи  — волшебная. Везде хочется остаться, везде хочется просто посидеть и утонуть в горизонте. Проживите то время что вам досталось на «это планете» целиком. Мы не сговариваясь влюбились в это место.

DCIM100GOPRO

В районе 2-3 часов дня, рикша привез нас обратно в деревню и мы разошлись на 2 часа. Он на традиционную (хм?) индийскую сиесту, а мы пообедать и принять душ. Снова посидели в Chill Out. Обалдели от количества обезьян вокруг. Пока мы ездили по Хампи, обезьян мы лицезрели только в некоторых местах. А вот в деревне днем мы увидели целые полчища хвостатых. Макаки бегали по крышам соседних с рестораном зданий, бродили по улице и вели себя как городские кошки. Даже при входе в гест-хаус мы увидели как на расстоянии вытянутой руки от нас, обезьяна топала по лестнице на второй этаж здания. Чудеса…) Мы думали что много обезьян мы видели в Анкоре. Ерунда! В Хампи — настоящий зоопарк. Идея разделить поездку на 2 части была очень кстати. Таксист предложил съездить на обед как раз в тот момент, когда мы уже стали уставать от жары и намотанных расстояний (и это с учетом того что мы между точками ездили на тук-туке!) пешком при осмотре объектов и прогулках. После обеда и душа, мы свеженькие и бодрые отправились смотреть музыкальный храм Виттала. В отличие от дневного пространства, до Витталы мы ехали минут 20, не меньше. Тук-тук высадил нас у аккуратного заборчика а дальше мы, заплатив что-то в районе 20 рупий с человека пересели в гольф-кар и были доставлены к входу в храм. Забавный сервис в краях древности. Не уверен, но мне кажется что даже если вы приедете на своем байке или велосипеде, вас вынудят ехать на этих машинках до входа. Если я не прав — поправьте в комментах.

Кстати, на входе в храмовый комплекс, у вас попросят билет. Тот самый, что вы сохранили (не выкинули ведь?) после посещения Лотос Махала. По легенде, храм построен так, что во время сильного ветра, колонны издают звуки, собирающиеся в необычную мелодию. В наш приезд ветерок присутствовал, но дивной мелодии мы не услышали. Возможно это просто красивая легенда, а возможно храм, ввиду свой древности, уже утратил былую геометрию, колонны деформировались под воздействием времени и просто не могут функционировать как прежде.

В любом случае, место очень красивое и спокойное (как и весь Хампи). Мы побродили по храму (в сам храм Виттала зайти было нельзя, там шли реставрационные работы, но мы обошли его со всех стороне и смогли зайти в открытую часть здания) и прилегающей территории, посидели на руинах, посмотрели на знаменитую колесницу — символ Хампи и уже было собирались ехать обратно к нашему рикше. По дороге к машинкам-трансферам, мы заметили указатели и пошли в заданном направлении. Минут через 5 мы набрели на еще одну композицию из древности а потом увидели неподалеку речку. Желание посетить реку, проходящую по территории Хампи, было у меня изначально. Я видел много фотографий этих мест и очень хотел побродить по берегу реки. В маршрут рикши река вроде как не входила, а тут такая удача. Отсюда и совет — ходите, ездите, ползайте как можно больше. Изучайте местность, заходите в закоулки и не упускайте ни одной тропинки. Зачастую, за тем самым углом, который, по вашему мнению всего лишь «да чего туда идти», может оказаться настоящий шедевр. Мы спустились к реке и вышли к крохотному храму прямо на берегу. Прошли сквозь здание и уселись на камнях, утопающих в воде. Опустили ноги в стремительные струи воды и пропали на какое-то время. Шанти — только так. Музыка ветра и полная тишина. Никакой системы, никакой цивилизации, только мы и природа, приправленная древним храмом.

DCIM100GOPRO

Именно в этот момент я понял почему мне говорили «в Хампи надо побыть подольше». Я отмахивался от подобных фраз на основе опыта посещения Анкора. Мол, все успеем посмотреть оперативно, нечего засиживаться на одном месте. Но тут все было иначе. Анкор битком набит туристами. Хампи пустынен, как настоящий древний мир. Тут действительно стоит «залипать», сидеть на месте, думать и утопать в пейзаже.

Минут через 20 (проклятое время) мы отправились к водителю. По дороге наблюдали толпы бурундуков. В Хампи их полно, как и обезьян. Снуют по стенам, деревьям и вобще везде. Чип и Дейл в декорациях Помпеи….) Прыгнули в тук-тук и поехали навстречу апогею дня. На закат.

Сансэт стал святым действом для нас в этом путешествии, а о сансэтах Хампи мы были наслышаны давно. Пожалуй, из всех «обязаловок» по посещению Хампи, закат — единственная, которую можно советовать всем без разбора. Водитель завез нас на гору и указал путь к отличному вью-поинту. Мы прошли через двор небольшого поселения. Внутри увидели 2 храма на расстоянии нескольких метров. И там и там звучала музыка и кришнаиты во всю прославляли своего любимого Кришну. Музыканты играли, люди пели, а в воздухе витал дух приятной благости. К Кришне я питаю особую симпатию и встретить сразу 2 храма этой ветки да еще и в разгар такой словесно-музыкальной активности, да еще и на сансэте — ну не чудо ли? Мы оставили позади светлые мантры и вышли на небольшое плато, усыпанное огромными камнями. Там мы и устроились для созерцания вечернего чуда. Мы, кстати, так и не поняли как формировалась местность в Хампи. Если смотреть по сторонам, то создается впечатление, что в древности тут были огромные горы, а потом какой-то великан ударил кулаком по каждой верхушке и оставил только полчища камней. Действительно, куда не глянь, всюду горы из камней. Многие камни вообще не понятно как держаться (на одной грани, нависая над обрывом), какие-то рассечены так четко, будто это сделали гигантским ножом…

DCIM100GOPRO

Место невероятное и космическое. Надо ли говорить, что закат мы смотрели с открытыми ртами и не переставая думать, что мы попали в другое измерение…

После мы отправились в наш (уже такой родной) тук-тук, но по дороге, засмотрелись на крохотный храм, утопающий в скале, прямо на верхушке плато, откуда мы смотрели закат.

Сидящий рядом со входом монах пригласил нас внутрь. А внутри была самая настоящая аскетичная келья. Первые метра полтора ты идешь, а потом надо опуститься на колени и вползти в финальное помещение таким образом. Устроившись втроем в тесной,но очень уютной «пещерке», вокруг горящих свечей и алтаря, мы послушали историю про аскезу одного из воплощений Рамы. Затем монах поставил нам на лоб красные точки, насыпал в рот сахар (презабавная традиция, но прасад везде свой) и благословил на дальнейший путь. Мы оставили какую-то денюжку на тарелке для подаяний и выползли на улицу. Ощущение причастности к чему-то светлому и обособленному (особенно после дневных путешествий и подводного храма) разжигало в нас огонь и убеждало с каждой секундой в том, что именно таким должно быть путешествие и именно подобные места оставляют в нашей душе неизгладимый след и свет.

DCIM100GOPRO

Протопали мимо храмов, посмотрели на толпы обезьян и поехали обратно в деревню.

Закончилась наша поездка у ворот храма Вирупакша. Это, как мне кажется, основной символ Хампи, даже по-более, чем знаменитая колесница.

Да, кстати, минутка реальности. Мы не успели снять денег в Гоа и пришлось просить рикшу свозить нас в город и найти банкомат, (все время забываю сказать, что в Азии это называется «ATM») Банкомат в Хампи есть, километрах в 4 от деревни. Цивилизация во всей своей красе…)

Мы решили заглянуть туда, несмотря на то, что на улице уже было темно. Внутри все очень напоминало храм на территории Шивы в Мурдишваре. Нас также попросили оставить свою обувь (заплатив за сохранность 10 рупий с носа), попытались развести на оплату съемки, но мы, наученные опытом поездки на водопады, сказали что снимать не будем и особенно камерой не махали и, кстати, слово свое сдержали, снимать в темноте — затея не лучшая, особенно, когда нет необходимой осветительной техники, как у нас.

Внутри все было очень спокойно и размеренно. Мы побродили по территории, решили что вернемся сюда завтра при свете дня и отправились в наш гест-хаус. Кстати, изучая территорию Вирупакши, мы наткнулись за одним из заборов на огромного слона. Зверюга стоял в одном из храмовых помещений без крыши, пристегнутый цепью за ногу и бродил по небольшой территории.

За два дня мы так и не поняли зачем он нужен в храме, но ощущение, когда ты стоишь с таким гигантом рядом, а рядом нет никого — необычные. Было решено оставшиеся половину дня 13 марта посвятить встрече рассвета на горе Матанга (спасибо Андрею за совет=)) и повторному визиту в Вирупакшу.

Вот и отлично.

Сходили поужинать.

Выбрали для посещения НЕ полюбившееся кафе Чилл Аут (для разнообразия). Меню оказалось скромненьким, зато само место очень понравилось. Уже через 15 минут нахождения в кафе мы поняли, что это этаж частного дома, а весь персонал — одна семья. Пока отец семейства вместе с мамой принимали и разносили заказы, на кухни кашеварил явно кто-то из родни семейства. При этом, за соседним с нами столом делала уроки дочка «рестораторов»=) Периодически мелькали остальные сестрички, в холодильнике с продуктами для гостей лежали продукты семейства, за спиной у нас, за занавеской кто-то смотрел фильм, и вообще создавалось ощущение что мы не в ресторане в гостях…) Мы не раз видели в Индии вот такие вот семейные «подряды» и это очень здорово.

Под конец путешествия я могу сказать, что во всей Азии это в порядке вещей. Отец и сын, мать и дочери — все работают вместе и все помогают друг другу в делах. На наш взгляд — это чудесно.

Душевный ужин, поиск жилища на запутанных улочках крохотной деревеньки и будильник на 6 утра.

Подушка, привет, я спать…)